Пояснительная записка

Бурное развитие компьютерных технологий в современном мире обусловило появление большого количества компьютерных программ, языков программирования, различных графических и иных сред. Все это ставит педагога перед созданием и выбором не только методов обучения, но и сред работы с учащимися. Чем руководствоваться при выборе той или иной среды или языка программирования?

Одной из важных задач является подготовка учащихся к профессиональному образованию. С другой стороны, в условиях свободного посещения учащимися занятий, их разнообразных склонностей и способностей, а также различного возраста педагог неотъемлемо решает задачу, как заинтересовать подростков и объединить их для совместной деятельности. Помимо этого развитие творческих способностей учащихся в организациях дополнительного образования ставится на одно из первых мест. Исходя из этих трех особенностей, и был разработан данный курс. Изначально было решено назвать его «Курс юного web-мастера», однако затем доля работы в среде Macromedia Flash была увеличена, и было сочтено, что более грамотно будет назвать курс "Web-технологии и Flash. Учимся и совмещаем".

Курс состоит из четырех частей:

  1. HTML - язык разметки веб-страниц (20 часов).
  2. Программирование на JavaScript (30 часов).
  3. Macromedia Flash как среда создания графики, анимации и программ (40 часов).
  4. Взаимодействие приложений Flash с Web-браузерами (18 часов).

В современном мире широко распространен Интернет и ожидается его дальнейшее прогрессирование. Все это делает актуальным для изучения разнообразные Web-технологии. Их множество позволяет выбирать среды разработки и языки программирования для обучения. Путь "от простого к сложному" естественен, поэтому в основе изучения Web почти всегда лежит язык HTML. Знание языка разметки страниц является первым необходимым, что требуется для начинающего Web-мастера. Какой педагог не оценил предоставляемые этим языком возможности в преподавательской деятельности? Язык HTML легок для освоения, и это позволяет преподавать его для разнообразного круга учащихся.

Научившись создавать Web-страницы, следующей ступенью является научиться управлять ими. Однако на данном этапе большее внимание уделено изучению программирования как такового, чем подробного изучения возможностей JavaScript в написании сценариев. Рассматриваются принципы создания сценариев. Учащиеся осваивают, как с помощью языка программирования JavaScript можно изменять значения атрибутов HTML-контейнеров, обрабатывать события.

Выбор Macromedia Flash MX обусловлен тем, что данная среда имеет широкое распространение, предоставляет широкие возможности по созданию не только мультипликации, но и программ (позволяет удовлетворить как "программиста", так и "дизайнера"). С помощью данной среды легко заинтересовать подростка и привлечь к созидательной деятельности. Изучение языка ActionScript позволяет расширить знания кружковцев о программировании. На данном этапе происходит изучение графических и анимационных возможностей среды, а также создание завершенных небольших программных приложений. Все это формирует у учащихся восприятие неразрывности объектного мира и его описания и изменения с помощью команд языка программирования.

Логическим завершением курса является объединение полученных знаний. Показывается возможная роль Flash в среде Web. Анимационные и программные "продукты" Flash на сегодняшний день являются достаточно распространенными в среде Интернет, хотя и вызывают критику. Но главной задачей не ставится научить размещать flash-приложения на web-странице. Здесь показывается, как можно расширить функциональные возможности как среды html, так и flash-содержимого, создавать единое цельное приложение. В итоге учащиеся видят на практике принцип "целое есть больше суммы его составляющих". На данном этапе учащиеся реализуют несколько групповых проектов, где каждый может проявить свои склонности и таланты. Темы проектов может предложить как педагог, так и кружковцы самостоятельно могут выбрать интересующее их направление и тему.

В курсе реализован, прежде всего, практический метод, который является неотъемлемой частью дополнительного образования. Каждое занятие (рассчитанное на 1,5 часа) предусматривает выполнение заданий или реализацию проекта (творческой работы).